Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 21.02.2020, 23:56
Приветствую Вас, Гость

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)

К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения

Этап дошкольного детства – время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и др.

Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-раэвивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что отражено в планировании образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня  предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Большинству детей с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель снимает стресс, обеспечивает положительное эмоциональное состояние дошкольника, создаёт спокойную обстановку, налаживает контакт с ребенком и родителями.

С целью реализации педагогами личностно-ориентированного подхода в работе с воспитанниками нашего ДОУ, разработан  

"Индивидуальный маршрут развития воспитанника">>>

Коррекционно-образовательная и развивающая работа с воспитанниками с ОВЗ проходит под наблюдением специалистов ДОУ: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог. Специалисты организуют коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками, оказывают логопедическую, дефектологическую и психологическую помощь, консультирование. Коррекционные занятия проводятся в индивидуальных и подгрупповых формах.

Примерное количество коррекционных занятий, оказываемых специалистами ДОУ>>>

Педагоги-психологи на учебный год планируют и реализуют: 

По охране и укреплению здоровья, с целью проведения подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в ДОУ создана сенсорная комната (комната психологической разгрузки, релаксации). Наличие специализированных кабинетов (кабинеты специалистов) в ДОУ позволяет специалистам использовать специальные учебные пособия, дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.

Сенсорная комната (комната психологической разгрузки, релаксации)>>>

Основные задачи сенсорной комнаты:

  • Организация образовательного процесса в соответствии с установленным режимом работы ДОУ.
  • Организация работы сенсорной комнаты, направленной на повышение профессионального мастерства педагогов, на развитие творческого потенциала педагогического коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития дошкольников.
  • Разработка и внедрение программного обеспечения сенсорной комнаты.

Функции сенсорной комнаты:

  • Планирование и организация изучения и внедрения в практику передового психологического опыта, новейших достижений педагогической, психологической, других специальных наук, а также новых психологических и педагогических технологий.
  • Разработка дидактических и методических материалов в соответствии с направлением работы сенсорной комнаты.

Организационное обеспечение:

Организационное обеспечение сенсорной комнаты предполагает подготовку её оборудования в соответствии с задачами работы педагога-психолога. Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:

  • Релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, приборы, создающие рассеянный свет, фонотека музыки. Ребёнок или взрослый, лёжа на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу со взрослым и ребёнком.
  • Активационный – в него входит всё оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные мячики и т.д. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока сенсорной комнаты направлено на стимуляцию исследовательского интереса, тактильного развития.

С целью определения эффективного образовательного маршрута в Красногвардейском районе работает Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия Красногвардейского района г. СПб.

 Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия Красногвардейского района.

Организация деятельности ТПМПК:

Направление детей на ТПМПК осуществляется по инициативе:

· родителя (законного представителя) ребенка;

· учреждений образования с согласия родителя (законного представителя) ребенка.

Обследование ребенка осуществляется с согласия родителя (законного представителя) ребенка.

Для территориальной психолого – педагогической комиссии Красногвардейского района Санкт - Петербурга (ТПМПК) в ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» можно пройти диагностическое обследование у специалистов:

· педагогов – психологов;

· учителей – логопедов.

В ТПМПК могут обратиться родители (законные представители) детей, зарегистрированных и/ или проживающих в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга.

Прием документов на ближайшее заседание дошкольной комиссии заканчивается за неделю до его проведения!

Запись на проведение обследования ребенка в ТПМПК осуществляется при подаче документов только при наличии полного пакета документов. Прием документов осуществляется в кабинете №20 (2 этаж).

Приемные дни и часы:

понедельник – с 14:00 до 19:00 (технический перерыв с 17:30 до 18:00);

четверг – с 10:00 до 15:00 (технический перерыв с 12:30 до 13:00).

Телефон для справок: 417-23-66

Адрес ТПМПК: Санкт-Петербург, ул. Отечественная, д.10.

Электронная почта ТПМПК: tpmpk.shziir@obr.gov.spb.ru

Контактная информация:

Телефон для записи к специалистам: 527-07-07

Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. С. С. Мнухина», 5 межрайонное диспансерное отделение (Красногвардейский, Невский районы): ул. О. Бергольц, д. 1, тел. 365-02-24.

Ознакомиться со всей необходимой документацией, скачать образцы документов для подачи полного пакета документов, необходимых для прохождения ТПМПК можно на сайте:

http://goudnppmsptclpdokrasnogrsshzir.krgv.gov.spb.ru/index/tpmpk_doshkolnaja/0-227
Схема развёрнутой педагогической характеристики ребёнка (дошкольника), направляемого на обследование в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию

Выписка из истории развития ребенка, направляемого на ТПМПК (врачи!!!)

Заявление ТПМПК

Заявление о согласии на обработку персональных данных

Ответственность за предоставление полного пакета корректных документов лежит на родителе (законном представителе). В случае если на ТПМПК будет представлен неполный комплект документов или документы будут некорректно оформлены, в обследовании ребенка на комиссии может быть отказано.

Убедительная просьба при подаче документов иметь все необходимые копии!

Информирование родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется ТПМПК в 5-дневный срок с момента подачи документов (как правило, информирование осуществляется в день подачи документов).

В состав ТПМПК входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (олигофренопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог и др. специалисты. Обследование детей проводится каждым специалистом ТПМПК индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов ТПМПК, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются руководителем ТПМПК исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей. При решении ТПМПК о дополнительном обследовании оно проводится в другой день.

Проведение заседаний рабочей группы по дошкольному образованию осуществляется не реже одного раза в месяц (как правило, во вторую среду месяца).

Копия заключения ТПМПК выдается родителям (законным представителям) детей под роспись в течение трех дней после комиссии.

Убедительная просьба внимательно проверять данные ребенка, указанные в заключении (Ф. И. О., дата рождения, адрес регистрации и проживания).