Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 24.06.2018, 21:37
Приветствую Вас, Гость

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения

Этап дошкольного детства – время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и др.

Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-раэвивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что отражено в планировании образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня  предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Большинству детей с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель снимает стресс, обеспечивает положительное эмоциональное состояние дошкольника, создаёт спокойную обстановку, налаживает контакт с ребенком и родителями.

С целью реализации педагогами личностно-ориентированного подхода в работе с воспитанниками нашего ДОУ, разработан  "Индивидуальный маршрут развития воспитанника">>>

Коррекционно-образовательная и развивающая работа с воспитанниками с ОВЗ проходит под наблюдением специалистов ДОУ: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре с правом ведения лечебной физкультуры. Специалисты организуют коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с воспитанниками, оказывают логопедическую, дефектологическую и психологическую помощь и консультирование воспитанникам ДОУ. Коррекционные занятия проводятся в индивидуальных и подгрупповых формах. Примерное количество коррекционных занятий, оказываемых специалистами ДОУ>>>

Педагоги-психологи на учебный год планируют и реализуют: 

По охране и укреплению здоровья, с целью проведения подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в ДОУ созданы специализированные кабинеты: сенсорная комната (комната психологической разгрузки, релаксации), уголки уединений в группе, зал ЛФК с комплексом "ТИСА", оборудованные кабинеты учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов. Наличие специализированных кабинетов в ДОУ позволяет специалистам использовать специальные учебные пособия, дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.

Сенсорная комната (комната психологической разгрузки, релаксации)>>>

Основные задачи сенсорной комнаты:

  1. Организация образовательного процесса в соответствии с установленным режимом работы ДОУ.
  2. Организация работы сенсорной комнаты, направленной на повышение профессионального мастерства педагогов, на развитие творческого потенциала педагогического коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития дошкольников.
  3. Разработка и внедрение программного обеспечения сенсорной комнаты.

Функции сенсорной комнаты:

  1. Планирование и организация изучения и внедрения в практику передового психологического опыта, новейших достижений педагогической, психологической, других специальных наук, а также новых психологических и педагогических технологий.
  2. Разработка дидактических и методических материалов в соответствии с направлением работы сенсорной комнаты.

Организационное обеспечение

Организационное обеспечение сенсорной комнаты предполагает подготовку её оборудования в соответствии с задачами работы педагога-психолога. Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:

  • Релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, приборы, создающие рассеянный свет, фонотека музыки. Ребёнок или взрослый, лёжа на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу со взрослым и ребёнком.
  • Активационный – в него входит всё оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные мячики и т.д. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока сенсорной комнаты направлено на стимуляцию исследовательского интереса, тактильного развития.

Зал ЛФК с комплексом "ТИСА">>>

ТИСА  (тренажерная информационная система) - уникальный тренажёрный комплекс, разработанный замечательным врачом, спортсменом и учителем Дмитрием Петровичем Рыбаковым.

Все элементы системы собраны из дерева, в каждый вмонтирован микропроцессор, синтезирующий мягкие природные биологические колебания. В сочетании с колебаниями общеразвивающие упражнения, упражнения ЛФК, корригирующие упражнения. ТИСА оказывает комплексное воздействие на анализаторы, нормализует мышечный тонус, совершенствует мышечный корсет, подготавливает позвоночник и суставы к повседневной нагрузке и многое другое.

Практическое применение тренажерно-информационной системы «ТИСА» в детском саду

1. Обеспечивает индивидуальный подход в процессе гармоничного развития ребенка;

2. Улучшает психофизиологические функции: внимание, память, быстроту мышления, управление движением;

3. Нагружает все основные скелетные мышцы, корректирует осанку создавая условия для правильного расположения внутренних органов и согласованной работы всех систем организма ребенка;

4. Формирует двигательные навыки, обеспечивающие безопасность при несчастных случаях;

5. Обладает широкой гаммой трансформации модулей, что позволяет задавать различные исходные положения и способствовать правильному выполнению основной фазы сложно координированных движений;

6. Создает условия для изучения элементов техники в спортивных играх;

7. Имеет высокую степень безопасности применения, экологически чиста.